Турки будут искать золото в Днепре. Местные против
Турецкая группа компаний Onur пытается расширить сферу своей деятельности в Украине и войти в добычу металлов и других полезных ископаемых.
Информационное пространство страны на днях оживила новость о том, что турецкий инвестор заходит к нам с проектом разработки золотоносного месторождения в Днепропетровской области. Речь идет о 1000 гектаров Желтоводской площади в Пятихатском районе, которая имеет доказанные запасы золота, достаточные для его промышленной добычи.
Для Днепропетровщины Onur — бренд знакомый, ведь занимается многими инфраструктурными проектами, а сам мэр Днепра Борис Филатов два года назад подписал меморандум о сотрудничестве с муниципалитетом Анкары.
Но проект был турецким не всегда. Тендер на разработку участка еще в декабре прошлого года выиграло ООО «Спис Україна», образованное еще в 2010 году. До прошлого месяца уставный капитал компании составлял лишь 869 грн. И вот на днях долю 326 грн или же солидные 37,5% приобрела турецкая строительная компания Onur, фактически установив контроль над украинским предприятием.
Вместе с ней в общество вошли несколько турецких компаний: АО «Оздогу Сарп Иншаат Маденджилик Туризм Ташимаджилик Ве Тиджарет Аноним Ширкети» с вкладом в уставный фонд 152 грн; АО «Четин Ишлетмелери Иншаат Тааххют Проже Мюхендислик Ташимаджилик Туризм Маденджилик Тиджарет Ве Санаи Аноним Ширкети» со взносом 87 грн; ООО «Япи Туризм Ве Тиджарет» с 261 грн.
Также в учредители ООО влился и гражданин Караахметоглу Эмре, который внес в капитал золотодобывающей компании 43 грн.
Отметим, что Эмре до середины прошлого года и был владельцем фирмы, которую незадолго до получения «золотого» спецразрешения» передал другому своему соотечественнику по имени Чакмак Фират. А еще он, кроме своего участия в «Списе», является главным координатором группы Onur в Украине.
После всех пертурбаций уставный капитал компании вырос до около 111 млн.
Добывать турки будут не только золото. Так, по данным портала Надра.info, «Спис Україна» победила в борьбе за специальное разрешение на Городнявский участок Буртынского месторождения в Хмельницкой области, где в течение следующих 20 лет сможет добывать графит и техническую воду. А также — за специальное разрешение на добычу каолина и песка в Павловском месторождении в Днепропетровской области. Кроме этого, ООО «Спис Україна» инициировало продажу 11 специальных разрешений на пользование недрами. Три из них касаются руд золота, 8 — каолина.
Обратная сторона украинской золотодобычи
Впрочем, сетовать на то, что Украина отдает национальные богатства иностранцам, корректно не всегда. Ведь, несмотря на то, что по оценкам экспертов в украинских недрах — 3 тыс. тонн золота, из-за слабой разведки и нежелания украинских компаний браться за неопределенное дело, эти богатства остаются гипотетическими. Ведь сама по себе деятельность по добыче желтого металла из земных недр, его отделению от руды и преобразованю в волнующие слитки является довольно высокотехнологичным и дорогостоящим процессом.
Еще с советских времен государство и бизнес пытались запустить процесс золотодобычи. Ведь залежи этого ценного металла в Украине предварительно оцениваются на уровне 3 тысяч тонн. Тогда как на Земле запасов золота осталось около 50 000 тонн.
Добыча золота стояла на паузе, но год назад значительно оживилась. Госслужба геологии и недр начала анонсировать продажу нескольких будто бы перспективных участков.
Но сейчас в активной разработке находится только одно украинское месторождение. Оно расположено возле села Мужиево, в юго-западной части Береговского низкогорья на Закарпатье. Это весьма древнее месторождение, которое в течение прошлых веков черпали все, кто так или иначе контролировал этот регион. Прошлой осенью добычу там запустили после 15-летней паузы. Опять же — с руки иностранцев, кипрской компании Avellana Gold. Сообщается, что здесь еще остаются 55 тонн золота, а также других металлов.Пропустить через 7
Добычу металла осложняет то, что руда, содержащая золото, залегает преимущественно на большой глубине. Оптимальный способ добычи — штольни, но пытаются добывать металл другим, открытым. Речь идет о строительстве неприхотливых карьеров по типу тех, которые разрабатывают вокруг, например, родного для нашего президента Кривого Рога.
Источник фото: Mandria
Несмотря на сложности, решение Onur окунуться в украинские недра слишком рисковым не назовешь. Во-первых, цена на золото стремительно повышалась с 2010 года, и только в 2021-м состоялся незначительный спад. При этом интерес к металлу пока высок.
Во-вторых же, даже если добыть слишком много золота не удастся, можно обнаружить сопроводительные сокровища — цинк, висмут или серебро. Если же говорить о Желтоводском месторождении, то, кроме непосредственно золота, разработчик будет поднимать из недр ниобий, для которого подходит открытый способ добычи.
Ниобий сам по себе является очень востребованным на рынке и перспективным металлом. Он широко применяется в черной металлургии — в том числе и при изготовлении труб большого диаметра. Его также активно используют в авиа-, ракето, судо-, машиностроении (в частности, для химического оборудования, турбин и котлов высокого давления, автомобилестроения, рельсов и подвижного состава железнодорожного транспорта). Ниобий называют металлом будущего из-за всех этих его прелестей.
А сельские жители — против
Несмотря на то, что о вхождении турок в «золотодобывающую» деятельность стало известно широкой общественности сейчас, в Желтом, где и находится месторождение, уже длительное время продолжается противостояние с местными жителями. Которые напуганы, с одной стороны, тем, что рядом с поселком появится неприсущий для этих широт марсианский пейзаж. Местные, умудренные опытом соседних территорий, где добывают уран, марганец и другие полезные ископаемые, опасаются, что из-за добычи будут отравлены местные черноземы и подземная вода, которой питаются окружающие населенные пункты.
Однако есть здесь и еще одна проблема: земля, на которой собираются добывать «золото» — в паях и принадлежит крестьянам. Традиционно они отдают ее в аренду аграрным компаниям, которые также в шоке от будущих перспектив.
Фактически, перед тем, как начать добычу, эту землю нужно как-то у крестьян вычленить. Например, купить. Но последние не верят, что им заплатят адекватную цену и опасаются, что просто применят принятый Радой механизм консолидации — по сути, просто заберут за бесценок.
Между тем турецкие старатели уже считают эту землю своей, размещают тяжелую технику, бурят отверстия в земле и всячески демонстрируют свое намерение таки освоить эту площадь.
Лагерь «золотодобытчиков». Иллюстрация Днепр NEWS